Тверской Спасо-Преображенский кафедральный собор

Почему нам нужен Спасо-Преображенский собор?

soborЭтот вопрос периодически появляется в тверской прессе. Попробуем ответить «Что значит для Твери Спасо-Преображенский собор?»

В 1285 году святой отрок Михаил Ярославич Тверской (в возрасте 13 лет), вместе со своей матерью Ксенией и первым тверским епископом Симеоном заложили Спасо-Преображенский храм. Это было первое каменное строение на Руси после монголо-татарского разорения. Тверь сооружением собора являла всему миру, что Русь начинает набирать силу. И не случайно это произошло здесь, в Твери, известной на тот период своим гордым нравом и свободолюбивым духом. Храм строился на месте прежнего деревянного, в честь бессеребренников Косьмы и Дамиана. Тверь обращалась к иной инстанции за покровительством. Она обращалась и посвящала себя самому Христу, его пречистому Преображению. С этого момента она стала называть себя Домом Святого Спаса, и всякий благочестивый путник, отправляясь в дальние края, кланялся Спасу белокаменному и златоверхому. От Спаса уходил в путь «за три моря и Афанасий Никитин», здесь встречали и провожали тверских ратников в годину яростных сражений за независимость и свободу. В Спасском храме хоронили тверских князей, их жен, а также тверских архиереев. Колокол Святого Спаса возвестил о начале восстания против татар в суровом 1327 году.

 Храм Святого Спаса был духовным сердцем города, всей тверской земли. Для сравнения: храм Христа Спасителя строился как храм-памятник воинам, павшим в войне 1812 года. Тверской Спас по значимости можно приравнять к Успенскому собору в Московском Кремле. Это историческое и духовное сердце всей Тверской земли! Вот какое он имеет значение для Твери и тверитян.

Восстановление храма сопряжено и с важнейшими научными работами – археологическими раскопками на Соборной площади. Эти раскопки не менее важны для православных жителей Твери, чем строительство собора. Годы коммунистического богоборческого правления имели особо тяжелые последствия для столицы Тверского края. Наверное, Тверь - один из немногих городов России, понесших такие церковные утраты.  Не только страдания крупнейших наших храмов - кафедрального собора или Владимирской церкви (это был прекрасный пятикупольный храм, располагавшийся на месте гостиницы «Селигер»), - не только разрушение построек, важнейших для Твери монастырей – Отроч монастыря и Желтикова монастыря, - но и утрата мощей главных святых нашего города – благоверного князя Михаила Ярославича Тверского и святителя Арсения Тверского, - острой болью отзываются в сердце тверских богомольцев.  Мощи тверских святых пропали в годы оккупации нашего города немецко-фашистскими захватчиками. И вот теперь, археологические раскопки на месте прежнего древнего Тверского собора могут принести нам радостные открытия и огромное утешение. В течение нескольких столетий собор был усыпальницей тверских князей и архиереев, и многие из них являются прославленными святыми, имеющими, как местное, так и общецерковное почитание.  Так, в соборе были похоронены святители Симеон (погребен во Введенском пределе еще недостроенного собора в 1289 г.) и Феодор «Добрый» (+1367 г.), святые благоверные князья Дмитрий (замучен в Орде в 1326 г.), Александр (замучен в Орде в 1338 г.), Феодор (замучен в Орде в 1338 г.), Михаил Александрович, в схиме Матфей (+ 1399 г.), святая благоверная княгиня Ксения, в схиме Мария (+ 1312 г.). На этом же месте был погребен, еще в древнем храме Космы и Дамиана и первый тверской князь – великий князь Владимирский Ярослав Ярославич (в схиме Афанасий, + 1272), чья память всегда особенно почиталась в Твери. Обретение мощей тверских святых позволило бы укрепить их почитание среди верующих, подняло бы интерес к тверским древностям у горожан, способствовало бы развитию местного патриотизма в нашем городе.

soborУпреки в том, что можно было бы потратить деньги, приготовленные для восстановления храма, на социальные нужды несостоятельны. Так упрекал Иуда Искариот  Марию Магдалину, возливавшую на главу Христа драгоценное миро. Предатель говорил, что это благовоние могло бы быть продано и деньги розданы нищим, но Спаситель ответил, что нищие всегда будут с вами, а Я нет (Ин, 12:8). Так и в этом случае, нам предлагается нести бесчестие, видя святое место в запустении, и более того, подарить это бесчестие нашим детям. Какую «Соборную» площадь мы оставляем им? Разрушенную память о великом славном прошлом Твери? Святое место пустым?

Да не будет так! Не может сердце патриота города Твери не скорбеть о той пустоте, что оставлена на месте древнего собора!

Нужно заметить, что подобные упреки Православная Церковь давно слышит от различного рода сектантов: «Зачем православным пышность храмов, да дорогие сосуды и облачения?» Но мы с честью читаем записи средневековых путешественников о России: «Села на Руси бедные, избушки плохенькие, но в  центре обязательно церковь, с золотым крестом!» Так любили Бога русские люди! Такова была их глубокая христианская вера! Вот у кого нам надо учиться вере, честности, жизни с Богом!

Святые отцы учат нас, что начать путь к исправлению жизни нужно не откладывая на потом. В этом нам поможет большое, общее доброе дело – воссоздание кафедрального Спасо-Преображенского собора в Твери. Это дело чести всех жителей дорогого сердцу города.

Заместитель председателя Миссионерского отдела Тверской епархии,
председатель Братства во имя всех святых в земле Тверской просиявших