Управляющий Тверским благотворительным фондом «Собор» В.Б. Архаров принял участие в III-х Фаддеевских образовательных чтениях «Традиции и новации: культура, общество, личность», которые проходили в г. Твери 11-12 ноября текущего года.
Владимир Борисович выступил на секции «Взаимодействие Тверского казачества с Церковью» с докладом на тему: «Церковь как объединяющий фактор казачьих обществ».
Эта тема особенно близка автору, поскольку он является кошевым атаманом войсковым старшиной ТОКО.
Введение
Возрождение казачества в России началось более 20-ти лет назад. Несмотря на совершенно различные территориальные и климатические условия, казачество представляло собой особую этносоциальную группу со своим мироощущением и мировоззрением. Это было «явление русской силы, выбивающее из народной груди огниво бед». Великий писатель Н.В. Гоголь указывает на три основных составляющих формирования казачества, как группы: защита своих территорий, работа на земле в мирное время и непоколебимая христианская вера, являющаяся основой жизни. Принадлежность к Православию являлась единственным правом, по которому человек мог вступить в казачество. Первыми словами боевого девиза, вышитого золотом на знаменах запорожских, донских и терских казаков, были — «За веру…».
Годы лихолетья, поставившие казачество на грань выживания, привели к тому, что хотя оно не было истреблено полностью, но, тем не менее, из сознания казаков вытравилось само стремление к вере.
В то время как исторический опыт доказывает, что без основы — единой, незыблемой веры, пронизывающей все сознание и жизнь человека, возрождение казачества невозможно. А с верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела, потому что, как свидетельствует слово Божие, вера без дел мертва (Иак. 2, 20). В настоящее время основным делом веры является несение Слова Божия, особенно из среды казаков. /Материалы IV-й Международной научно-практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества»/
«Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям, без хранения веры, без духовной ревности, без твердой опоры на духовные и нравственные ценности невозможно не только возродить казачество, но и само казачество невозможно». /Патриарх Московский и всея Руси Кирилл/
«Возрождение Тверского казачества в наши дни сталкивается с многочисленными трудностями.
До революции на территории нынешнего центрального федерального округа и Тверской области никогда не было Центрального Казачьего Войска, стояли отдельные полки различных войск. Возрождение казачества на Тверской земле началось по принципу принадлежности к тому или иному казачеству.
В настоящее время на территории нашего региона созданы казачьи общества, входящие в состав: Центрального Казачьего Войска, Донского Казачьего Войска, Кубанского Казачьего Войска, Союза Казаков и Воинов России, Союза Казаков России и Зарубежья, Великого Братства Казачьих Войск и самостоятельные казачьи организации.
На период создания Центрального Казачьего Войска на территории Тверского региона насчитывалось несколько казачьих обществ. Основная проблема заключается в том, что Казачьи войска разрозненные и не взаимодействуют друг с другом.
Даже в составе обществ Центрального Казачьего Войска на областном уровне два общества: Тверское отдельское казачье общество и тверское окружное казачье общества. На городском уровне: Тверское станичное казачье общество и Тверское городское казачье общество.
Казачьи общества разделяют на реестровые и не реестровые, на правильные и не правильные, на наши и не наши. Все общества, которые организовывают свою деятельность на основах православия - все наши. Все общества, так или иначе, взаимодействуют со священниками, но нет взаимодействия по вопросу становления казачества ни между священниками, ни между казачьими обществами.
К сожалению, среди сегодняшних казаков Тверской области есть такие, кто никогда не носил креста, кто не знает «Отче наш» и «Символ веры», кто совсем не ходит в церковь. Настает период миссионерского (апостольского) служения. В этом смысле очевиден призыв всех православных мирян, священников, людей старшего поколения, умудренных опытом, помочь им придти в церковь, сделать шаг навстречу.
И, по моему мнению, только Церковь может и должна стать основным объединяющим фактором разобщенных казачьих обществ. Кто как не сеятель может отделить семена от плевел, выполоть терния, подкормить молодые всходы. Иначе урожаю не быть.
И сейчас настало время объединить все усилия, направленные на становление казачества, пока еще живы истинные носители казачьих традиций, которые могут поделиться своими знаниями и опытом.
Возможно, возрождение главной святыни Тверской земли Спасо–Преображенского кафедрального собора, как крупнейшего духовно-нравственного центра Тверской митрополии, поможет объединить казачество нашего региона. В этом ключе установление традиции соборной молитвы перед значимыми событиями или после них — важнейший шаг на пути становления духовной жизни казаков…»
Кошевой атаман войсковой старшина ТОКО В.Б. Архаров,Управляющий Тверским благотворительным фондом «Собор»