Тверской Спасо-Преображенский кафедральный собор

Культурно-исторический комплекс

На Соборной площади не просто возрождается уни­кальный культовый исторический объект. Фактически восстанавливает­ся общий памятник тверским князьям и еписко­пам, усыпальницей которых Спасо-Преображенский собор являлся на протяжении столетий. Подобного памятника на территории Тверской области нет. К тому же, это территория утраченного Тверского кремля. И рассказывать об этом на экс­курсиях - значит отдавать дань уважения нашим предкам и нашей истории – истории Древней Руси.

Управляющий Тверским региональным благотво­рительным фондом «Со­бор» Владимир Борисович Архаров убежден – сохра­нившиеся остатки средневекового храма долж­ны быть не просто законсервированы для обеспечения их сохранности, но и доступны для туристов, паломников, ученых.

Интерес туристов

Сейчас серьезно сто­ит вопрос о музеефикации уцелевшей части старо­го храма. Многие гости горо­да, с которыми доводилось общаться, рассказывали, что на Соборной площади чувствуют особую душев­ную гармонию. Неудиви­тельно. Ведь здесь на про­тяжении столетий совершались церковные службы, а присутствие в соборе мо­щей, в том числе небесного заступника и покровителя Твери – святого благовер­ного князя Михаила Твер­ского, – всегда вызывало у горожан и гостей областной столицы благоговейный трепет.

Огромный интерес к «Спасу Златоверхому» обусловлен не только его значением в истории Тверской земли, но и тем, что он стал пер­вым каменным зданием, построенным на террито­рии Северо-Восточной Ру­си после Батыева погрома в XIII веке.

 

Находки

В результате раско­пок на месте утраченного Спасо-Преображенского собора, которые проводились Самбийской экспедицией ИА РАН под научным ру­ководством Л.А. Беляева и И.А. Сафаровой на участ­ке площадью свыше 1500 квадратных метров, были обнаружены остатки двух каменных строений: соборов XIII и XVII веков. По данным начальника экспедиции А. Хохлова, они отличаются по раз­мерам, планировке и тех­нике строительства. Для первого собора использо­валась преимуществен­но белокаменная кладка, для второго - кирпичная. В целом была установле­на планировочная струк­тура этих зданий, которые представляют собой сосре­доточение культурных и архитектурных традиций как конца XIII века, так и XVII столетия.

Было также обнаружено огромное присоборное кладбище, сильно поврежденное  строителями более позд­него собора и в первые десятилетия со­ветской власти.

Сохра­нились относительно не потревоженные участки первого строения, которые к моменту строительства на этом месте собора XVII века находились под зем­лей и не были обнаруже­ны строителями. Это по­зволило археологам рас­крыть их и выявить остат­ки древнего собора – мате­риальные объекты, пред­ставляющие значитель­ную историческую цен­ность.

Среди них следует от­метить комплекс остатков стен и фундаментов юж­ной части раннего Спасо-Преображенского собора, а также его южное крыль­цо. В настоящий момент эти объекты законсерви­рованы, они закрыты спе­циальным кожухом, что позволяет вести строи­тельные работы по воссоз­данию современного зда­ния храма. Эти объекты уникальны прежде всего потому, что являются под­линными остатками того самого первого каменного собора.

 

Археологическое везение

Как особое «археологическое везе­ние» можно отметить: остатки декора – покры­тые резьбой белокамен­ные блоки, украшавшие древний храм; находки сби­той штукатурки со следа­ми фресковой живописи; большое ко­личество материалов, свя­занных с архитектурной составляющей зданий, в частности, керамические плитки пола.

Большой интерес пред­ставляют и несколько ты­сяч находок, свидетель­ствующих о жизни, как са­мого собора, так и примы­кавших к нему городских построек. Одно из важнейших открытий – обнару­жение дособорных куль­турных слоев, в том чис­ле кладбища, которое от­носилось к тому храму, ко­торый стоял на этом месте еще до закладки в 1285 го­ду каменного Спасо-Преображенского собора.

Проведенные раскоп­ки вскрыли остатки несу­щих конструкций – фунда­ментов и стен соборов XIII и XVII веков. Выявленные остатки раннего собора на­ходятся за пределами хра­ма XVII века, воссоздание которого идет в настоящее время.

 

Память

Значение найденных остатков раннего собора трудно переоценить. Ведь без изучения этого памят­ника невозможно в целом достоверно реконструиро­вать историю искусства, архитектуры и культуры Древней Руси, понять пе­реход от владимиро-суздальского зодчества к ар­хитектурным традициям Московской Руси.

Для этого необходимо провести музеефикацию остатков подлинного собора, зало­женного Михаилом Твер­ским, княгиней Ксенией и епископом Симеоном. Это позволит вкупе с воссоз­данным современным зда­нием храма сформировать полноценный культурно-исторический комплекс, который может восприни­маться любым человеком – и православным, и ате­истом, и представителя­ми других конфессий – как сосредоточение историче­ской памяти.

Пресс-служба Фонда «Собор»
по материалам В. Светловой, vedtver.ru